четверг, 2 ноября 2023 г.


Лес, цветы и дети в жизни учителя. Тонкости профессии и cемейнное дело Алины Рабцевич

В жизнь Алины Рабцевич, учителя биологии из Ивацевичской средней школы № 3, с которой мне удалось познакомиться летом, находясь с коллегой в командировке, цветы вошли еще в детстве. Но она тогда, любуясь их красотой, еще и видела, как много сил и времени мама затрачивала на то, чтобы их посадить, вырастить и за ними ухаживать. 


Алина Рабцевич — учитель биологии в Ивацевичской средней школе № 3, продолжательница семейной династии педагогов

Алина Рабцевич — учитель биологии в Ивацевичской средней школе № 3, продолжательница семейной династии педагогов

«То есть, — спрашиваю у Алины, вы уже в юные годы поняли истину: чтобы наслаждаться запахом розы, надо любить и ее шипы?» «Что вы, — ответила, — в детстве я этого не понимала. Скорее всего, находясь в атмосфере маминого труда, забот, просто подсознательно впитывала это знание. Как и то, что мама моя Галина Григорьевна Басалай — педагог».

Вот так в жизни Алины сошлись педагогика с биологией, цветы и дети. Учителем она стала, продолжая семейную династию. 

Мы побеседуем с Алиной Игоревной, так принято в белорусских школах обращаться даже к молодым педагогам — по имени отчеству, в кабинете директора школы Олега Кузьмина. И она расскажет нам о том, почему сделала выбор в пользу школы.

Директорское предисловие к школьному цветоводству

Пока ожидаем Алину, слушаем, что рассказывает о молодом специалисте и заодно о себе Олег Алексеевич.

— Алина окончила сельскую школу, что в деревне Великая Гать. Это в 30 км от Ивацевичей. Учебу в БГУ завершила в 2020 году. Мы ее и взяли. Сначала, конечно, присматривались. Но было сразу видно: девушка серьезная и ответственная. Поэтому сразу же доверили ей классное руководство — дали 8 класс.

— Ого! Такой непростой возраст…

— Не из легких класс. И что еще: Алина заменила педагога, которая ушла в отпуск. Кроме того, поручили мы ей и школьное лесничество. В этом направлении трудимся уже почти 10 лет. Поэтому Алине Игоревне предложили взять на себя и это направление. 

Директор школы Олег Кузьмин своих педагогов ценит. И есть, как выразился за что. Об Алине Рабцевич — с восторгом, проникновенно: «Алина, как говорится „с народом“, все цветники вокруг школы — ее и учеников рук дело. Нам просто повезло с таким педагогом, создающим красоту и в детских душах. Мне кажется, она рано поняла, что труд учителя удивительно многообразен, многоаспектен и одновременно с этим сложен»

Директор школы Олег Кузьмин своих педагогов ценит. И есть, как выразился за что. Об Алине Рабцевич — с восторгом, проникновенно: «Алина, как говорится „с народом“, все цветники вокруг школы — ее и учеников рук дело. Нам просто повезло с таким педагогом, создающим красоту и в детских душах. Мне кажется, она рано поняла, что труд учителя удивительно многообразен, многоаспектен и одновременно с этим сложен»

— В общем, решили сразу по полной загрузить…

— А что было делать? С моих плеч огромный груз свалился, когда она согласилась. Мы пообещали Алине любую помощь: все же молодой специалист. Морально поддерживали. Что-то подсказывали, какие-то административные ресурсы использовали. Но согласитесь: основную работу, прежде всего преподавателя и воспитательную, за нее никто не сделает. Приятно было видеть, как уже в первой же четверти с учениками у нее получилось отладить контакт. Дети ее полюбили. Мы видели: когда заканчивался год, как ребята переживали — будет ли она с ними и дальше? Даже девочки из ее класса со слезами на глазах ко мне периходили, чтобы я уговорил Алину Игоревну остаться — слух прошел по школе, будто она уходит... Алина очень хороший учитель и воспитатель. И со школьным лесничеством у нее все получилось. (Школьное лесничество — одна из наиболее интересных форм эколого-биологического образования учащихся, имеющая богатую историю. Известно, что первое школьное лесничество было создано в Беларуси в 1966 году в Короватичской средней школе Речицкого района Гомельской области. Расцвет движения пришелся на 70-е гг. прошлого столетия. Юные лесоводы занимались экологическим просвещением, по мере сил оказывали помощь лесхозам, активно обменивались опытом. — Авт.).

— А кто раньше школьное лесничество возглавлял?

— Организовала его Тамара Григорьевна Песецкая, биологом у нас работала. А до того у нее было известное на всю Беларусь школьное лесничество в Зеленом Бору — в Зеленоборской школе, которая стояла прямо в лесу. В Ивацевичах школьное лесничество не просто было поднять. Как все теперь проходит? В школе теорию дети осваивают. Учитель ведет кружок, дополнительные занятия по темам, им же разработанным. Вторая локация — выездные занятия. Третья часть проекта: на каникулы, в выходной едем на автобусе райотдела образования в Ивацевичский лесхоз. Кстати, лесхоз и куратор, и социальный партнер проекта. Форму нам пошили красивую. В лесхозе определили место под экологическую тропу. Ее сами члены школьного лесничества и создавали, теперь она уже и как живое учебное пособие. Помнится, начали мы проект в сентябре 2014-го, а к концу учебного года получили первые дипломы. И заняли первое место в конкурсе «Цвети, мой лес!» Лесхоз нам здорово помог. Первой группе победителей вручили электронные книги, флэшки. С того момента ежегодно мы лучшие в области... И в стране на хорошем счету.

Заходит Алина Игоревна, и уже вместе с ней слушаем Олега Алексеевича. Он продолжает:

— Я из опыта знаю: остановишь проект — его потом уже вряд ли двинешь дальше. Нужно держать планку. И мы не отстали. Заканчивали первый год — успешно. Приятно было видеть, как Алина находила новые формы работы, предлагала новые идеи. Из лесхоза Светлана Степановна Костюкевич, заместитель директора по идеологии, с нами тоже в крепкой связке. Кстати, она из первого выпуска нашей школы: 1983-го года. И для нее дело чести этот проект развивать. Спустя год я предложил директору лесхоза Викентию Станиславовичу Койпашу: а давайте пошьем форму детям. И заодно организуем торжественный прием в юные лесоводы. На «ура» мое предложение приняли. Так что в сентябре у нас каждый год теперь проходит такое торжество.

— Олег Алексеевич, интересно: среди юных лесоводов есть те, кто после окончания школы выбирает специальности, связанные с лесом?

— Разумеется. Наши ребята поступают в вузы, средние специальные учебные заведения: срабатывает профориентационная, экологическая составляющая проекта. Потом пошли мы еще на ступеньку вперед: совместно с лесхозом сделали класс юных лесоводов. Уже с 5 класса дети приобщаются. Ничего подобного не было ни у кого в стране. У нас такой класс — это уже 7а. 

— А у вас самого откуда интерес к лесу, и чувствуется — немалый?

— Край у нас лесной, а я к тому же из деревни Гичицы родом — это как раз по дороге в Великую Гать. Всегда мне нравился лес. Это огромная Вселенная, в которой свои законы и правила. Она нас принимает, если мы идем туда с добром. А еще по жизни люблю движение. В нашем учительском деле, если только замкнуться на урок и предмет, если провел и до свидания — быстро выгоришь. Через пять лет все надоест. А когда есть постоянный поиск, меньше устаешь, работать интереснее. Причем я заметил: и нашим партнерам из лесхоза — тоже! И для них это живое дело, которое развилось дальше циркуляра, продвинулось за его пределы. У нас теперь даже уровень отношений повыше партнерства: душевное сотрудничество, я бы сказал. Не только деловые, но и человеческие отношения все пронизывают. А это весьма ценно, в том числе и в воспитании наших детей.

— Душевно руководить школьным коллективом получается?

— Что касается меня как директора, то признаюсь: ко всем коллегам-учителям испытываю большое доверие. В школе мы стараемся не опекать молодых по мелочам, не контролировать в деталях. Впрочем, как и старшее поколение. Нам важно на педсовете понять, почувствовать: у коллег есть движение вперед, нет застоя, есть развитие. Вот и у Алины Игоревны поступательное движение вперед было с самого начала, причем без излишней нашей опеки. У нас инициатива — поощряема, если есть новые идеи, бережно к ним относимся. Есть доверие к талантам и способностям людей. На мой взгляд, учительскую работу нужно контролировать, но в глубинные процессы педагогического творчества, как уже сказал, лучше по мелочам не вмешиваться. Не нужно мешать плодам созревать! Так и с Алиной Игоревной мы работаем. И уровень ее работы, нашего школьного лесничества достойный.

Алина Рабцевич не только преподает биологию, но еще и руководит школьным лесничеством «Зеленый квартал»

Алина Рабцевич не только преподает биологию, но еще и руководит школьным лесничеством «Зеленый квартал»

— Не боится она руки запачкать? Ведь работа в основном — с растениями, с землей…

— Приведу пример. Начали цветы высаживать — Алина вместе со всеми работает. Я видел уже разных биологов. Заметил: если он вместе с детьми начинает цветы садить, ухаживать за ними, а не только руководить этими процессами, тогда все в порядке. Хотя вроде бы у педагога задача: показать, подсказать. А вот Алина, как говорится «с народом», все цветники вокруг школы — ее и ее учеников рук дело. Красоту созидает! Разве не так? Любви к труду, к растениям, к земле, к предмету — всему этому не научить в теории: учителю самому надо рукава закатывать и работать. Вот такой я часто вижу Алину Игоревну. Так что и любовь детскую к себе она трудом завоевала. Потому как детей обмануть невозможно.

— Они все чувствуют. Можно и слов высоких не говорить — делом пример показывать. На энергетическом уровне многое передается, от одной личности к другой.

— Вы вот про энергетику вспомнили, а я восторженное отношение к Алине Игоревне со стороны детей наблюдал не раз. И после лета, и после других каникул в начале четверти. Своими положительными эмоциями ребята прямо сверкают, видно, как по ней соскучились. Так что я очень рад, что Алина к нам пришла, и так интересно, зрело, профессионально себя проявила. Нам просто повезло с таким педагогом, создающим красоту и в детских душах. Мне кажется, она рано поняла, что труд учителя удивительно многообразен, многоаспектен и одновременно с этим сложен.

— А вы сами, где учились?

— Хорошая школа для педагогов была в Барановичском педучилище —я его закончил. Служил два года в армии, потом сразу поступил на заочное отделение филфака и начал работать. Трудился в Яглевичской школе, в 2007-м предложили там стать директором — справился. А через 5 лет предложили здесь, в Ивацевичах поработать. Преподаю белорусский язык и литературу в одном классе, и еще ОБЖ — основы безопасности жизнедеятельности. Мне самому этот предмет очень интересен.

— Замечали вы одну любопытную закономерность: если что-то с душой делаешь — обязательно такие же люди к тебе в коллектив и придут?

— Так и есть! Если ты что-то ищешь — оно находится. Хочешь добра — и найдешь добро... А если говорить о биологах в школе, то мне важны не только сами уроки, ведь они обязательно проведутся, в любом случае. Никуда не денутся. В 8.00 прозвенит звонок, и урок кто-то проведет. Но мне важна вся система работы в этом направлении. Поэтому я теперь в поиске: как мне быть с нашим «лесом», чтоб его не потерять? Ведь Алина Игоревна в декрет уходит... 

Факультатив посещает более 50 человек. А самые младшие — активно работают с любимым учителем на школьных цветниках

Факультатив посещает более 50 человек. А самые младшие — активно работают с любимым учителем на школьных цветниках

— Кто на примете?

— Да, есть учитель по биологии, чуть постарше Алины. Кстати, я порой в разговорах о возрасте спрашиваю: у вас правнуки есть? Человек сразу в ступор: как бы вот еще нет... Даже с внуками пока туговато. Так что ж, говорю, вы о старости? Еще рановато... Пока работаем в школе, с детьми да с молодежью — и мы молодые. Дети вам по-другому думать не дадут.

Тонкости профессии и cемейное дело Алины Рабцевич 

— Алина, ваши мама-папа тоже учителя?

— Не только они. Если поглубже в историю глянуть, то я уже шла в педагогику по династии: даже мой прадедушка был учителем. Это Семен Иванович Купреев, педагог и фронтовик. Кстати, документы, фотографии, генеалогическое древо, подтверждающие, что есть такая в наших краях династия учителей — все это у нас хранится. Я, когда в школе училась, что могла, собрала. А один из моих дедушек — известный в Беларуси педагог и писатель Микола Купреев. Прадед, как уже сказала, учителем был, а у Миколы Купреева сестра (родная моя бабушка) Валентина Семеновна тоже— филолог. Мама моя, учительница истории Галина Григорьевна Басалай, и теперь директор Святовольской школы (Брестская область, Ивацевичский район, деревня Святая Воля — Авт.). Если по ветвям династии пойти, то двоюродный мамин брат, родной сын Миколы Купреева, Андрей Титок, был учителем истории. Моя тетя Светлана Николаевна, старшая дочь деда — учитель географии. Есть и другие фамилии в династии. Так что когда передо мной встал вопрос о выборе профессии, то мы с мамой долго не думали: в учителя! А профиль? У нас преимущественно все языковеды, гуманитарии. А вот бабушка двоюродная моя, которая в Оброво преподавала, была химиком-биологом. Вот и я решила пойти на биолога.

— Школу в каком году закончили?

— В 2014-м, причем с отличием. Поступила в БГУ, на биологический факультет: специальность биолог, научно-педагогическая деятельность. Получилось так, что училась 6 лет. Потому что вышла замуж, ушла в декрет и продолжила учиться на заочном отделении — его и окончила. Сыну теперь уже 6 лет.

— В наше время биологи в Беларуси очень востребованы: биотехнологии в тренде.

— Да, конечно. Некоторые мои однокурсники работают в Белорусской национальной биотехнологической корпорации.

— А как сложилось, что вы здесь?

— Не скрою: предлагали остаться работать в Минске. Но мне хотелось жить без лишнего шума: как говорится, тихо-мирно-для души. Поближе к маме, к истокам, к земле и тишине. А здесь я еще и потому, что бабушка Валентина Семеновна, предложила мне переехать в дом — собственность ее родителей Купреевых. Это бывшая школа в Михновичах, а они уже практически срослись с Ивацевичами. Эту школу после войны основал и построил мой прадедушка. В ней Семен Иванович и работал директором. Это была восьмилетка.

—То есть вы, по сути, в бывшей школе прадедовой с семьей и живете?

— Так и есть. А потом, освоившись в доме, я стала искать работу. Пришли с мамой к Олегу Алексеевичу — и он меня взял на полную ставку. Сразу на 28 часов. И плюс классное руководство дал: 30 человек. Все, что называется, разношерстные. Возраст трудный. Так что первые полгода плакали мы все вместе (смеется) — и дети, и я. Помогала мне пройти тот непростой путь бабушка. Поддерживала меня, давала дельные советы. Порой, не скрою, в порыве эмоций хотелось мне школу бросить, но она твердо сказала: нет! Перетерпи, говорила, иначе все пойдет кувырком, и ты в жизни потеряешься. Бабушка жила с нами.

— Что именно вас напрягало?

— Характеры у ребят трудные, а у меня опыта маловато. Я сама еще молодая, и в старшие классы шла с некоторой боязнью, хотя там никто ни разу ничего плохого в мой адрес не сказал. А в младших разное бывало... Надо ведь уметь и пошутить на уроке при случае, разрядить обстановку, и в то же время держать в классе рабочую атмосферу. Младшие больше открыты к общению, интерес к предмету проявляют. Ну а плакали, потому что бывало у нас недопонимание: как с детьми, так и с их родителями. У меня куча уроков, факультативы, нужно готовиться, кабинет мы полгода приводили в порядок по моим задумкам, да еще и эти напряги разруливать... А потом все улеглось: наверное, притерлись мы друг к другу. И когда был выпускной в 9-м классе, где я была классной, то уже мы плакали оттого, что расстаемся. До сих пор дети в гости приходят, с кем-то перезваниваемся. Когда еще в школе были, общались по-дружески. И сленг их я понимала, и в стиль общения включалась. Мне свои тайны девочки и мальчики открывали — как и с мамой, наверное, так не могли пооткровенничать. А я уже своим опытом делилась. Переоценка жизненных ценностей шла постоянно: оценки, отношения с учителями, друзьями, родителями... Я и с другими учителями своим ребятам помогала отношения отстраивать. Мне дух коллективизма удалось развить, систему взаимовыручки и взаимной поддержки. Те, кто были со мной с 8-го по 9-й, знают эту систему: если кто в чем сильнее — в том другим помогает. Причем и рассадка у нас по столам — тоже с учетом этих разных нюансов. А когда сборный 10-й у меня оказался, то вначале ребята этого не могли понять. Потом освоились.

—Теперь расскажите о ваших цветах.

— У нас у каждого класса и классного руководителя есть участки при школе: где кому работать. Мы со вторым школьным биологом это распределяем, высаживаем цветы и раздаем работу. Есть списки, графики, характер работ. Помню, пришла я в сентябре — мне самый большой и сложный участок достался, или, как мы это называем: огород. Там есть разные геометрические фигуры на клумбах. Их нужно красиво высадить — с учетом особенностей цветов. Осенью работы поменьше: семена собрать, подготовить огород к зиме.

— То есть семена не закупаете?

— Практически нет. С огорода собираем, сортируем, высушиваем. Работаем во время классного часа, либо есть у нас еще трудовой лагерь в весенние каникулы — готовимся к посевной, готовим рассаду.

— Такая система работы до вас сложилась?

— Что-то было, кое-что я предложила. Раньше не было такого, чтобы эскизы будущих клумб прорисовывались на бумаге. Сначала сами для себя это делали, а теперь показываем эскизы и руководству. В разные годы создаем разные узоры на клумбах. И уже знаем: сколько нужно семян, когда высеять, чтобы рассада была хорошая.

—Теплица есть?

— Да, но все цветы мы высеваем в лаборантской комнате. Сделали для этого удобный мини-столик. Первые высевы начинаем еще в феврале. Уже отработано, что за чем, постепенно чтобы все подходило. На клумбах в этом году так и сделали: одни цветы уходят — другие зацветают. Мне помогают дети из разных классов, начиная с пятого. И я со своим классом — это старшее звено — тоже работаю там, где сегодня нужно. У нас есть такое понятие, как общественно-полезный труд. В старших классах это два часа в неделю. Если не получилось в лесничество нам съездить, то мы сюда. Пошли, скажем, бархатцы выбирать. Так и работаем. Дети не отказываются: нужна помощь — помогают.

— А фанаты цветочного дела у вас есть?

— Да, но не в моем классе — в 6-м. Когда впервые начинается курс биологии, там у нас по программе сплошь экскурсии, лабораторные. Выходим на участок — у ребят море вопросов: что за цветок, что за куст, жук, дерево или мушка-бабочка... Потом у них есть и практическая работа по выращиванию растений. И уже начинается: целый стол в цветах. У кого фикусы, у кого фиалки или китайские розы. Кому что дал, то уже дома растит. Потом приносят в школу. Тогда и по комнатному цветоводству вопросы: у мамы такой цветок — что с ним делать... Как вырастить, чем подкормить, как черенковать... Это все им интересно.

Кошка Зузушка чувствует себя на усадьбе полноправным членом семьи. В отличие от Алины большого желания общаться с журналистами — не выразила

Кошка Зузушка чувствует себя на усадьбе полноправным членом семьи. В отличие от Алины большого желания общаться с журналистами — не выразила

— А кому-то ведь и не интересно…

— Увы. Мальчишек, что скрывать, заинтересовать цветами, огородом тяжело. Начинаем с минимального: прополка школьных дорожек. И в процессе они, присев, замечают микромир под своими ногами. Знакомятся с видами сорняков: мокрица, хвощ и другими. Потом ориентируются: там алыча растет — можно попробовать. Там яблоня... Их уже зацепило. В 7-м классе у них идет чисто ботаника: ребятам интересно. Порой на лабораторные занятия приношу растение, которое им встречалось на прополках. Смотрим структуру ствола, листьев... Семена... Что-то под микроскопом.

— Заходит ли разговор о том, насколько это все непостижимо: сама жизнь, как устроено все живое?

— Это им всегда интересно. Ведь в этом есть тайна. Показываю им материалы, видеоролики сайта по микробиологии — узнала о нем еще в университете. Например, как живет и двигается бактерия в листике. Они восхищаются: как это все здорово устроено!

— Вы слышали о международном движении «Сохраним почву», которое началось в Индии благодаря центру Иша и его основателю — философу, мистику, йогу Садхгуру?

— И даже, можно так сказать, участвовали в нем. Снимали мы видеоролики о почве. В этом году ездили с детьми на республиканский туристический слет по лесоводству. И там об этом говорили: специальная лекция была. В 2022-м были на экофоруме в Минске в республиканском Центре краеведения, что на улице Макаёнка 9 — наши двое учеников там выступали. Рассказывали об опыте вовлечения городских учащихся в школьное лесничество «Зеленый квартал». Там также проходили онлайн-конференции с разными странами.

— В прошлом что из цветов росло у ваших дедушек-бабушек? 

— Мне рассказывали, что прадедушка Семен Купреев посадил большой школьный сад: около 40 видов различных яблонь. Он очень любил время цветения яблонь и время сбора урожая. Школьники его собирали. Со временем сада не стало. Но мы с мужем на нашем приусадебном участке активно садим деревья, кусты, цветы. Муж инженер, но тоже в наших акциях участвует: работает в холдинге «Ивацевичидрев», тесно связан с лесом. Часто, когда людей там собирают на очередную лесопосадку, он шутит: да я уже отстрелялся, жена посадила и за меня.

У моей мамы большой цветник, там в теплую пору года все благоухает. Я же раньше никогда не занималась выращиванием цветов. Разве что ей полоть-формировать помогала. А здесь, на участке при доме, уже, как говорится, не было выхода: пришлось закатывать рукава. Лет 10 люди в нашей части большого дома-школы не жили — только в другой еще 4 семьи, туда можно было раньше из дома пройти. Пришлось территорию усадьбы нам с мужем вместе окультуривать. И в школе много работы, но тут уже отработана система. Как отметила школьный завуч Елена Васильевна, мы с другим биологом сошлись, поделили сферы влияния. И ей ничего контролировать не надо. Всюду чистота, красота, порядок.

— Какое растение возле своего дома вы первым посадили?

— Розу кустовую чайную. Мне всегда нравилось, как она цветет. Это многолетник, а с однолетниками больше хлопот. А тут сделал композицию — и потом корректируешь ее. Когда укрепилось сотрудничество с лесхозом, стали мы с детьми ездить в питомник. А там есть различные хвойные растения. И в мою жизнь вошли туи, ели, можжевельники. Даже лиственницу маленькую посадила, и елочку с березой. Их мне подарили, когда мы в «Неделе леса участвовали»: саженцы высаживали. Так что постепенно обживаемся. Некоторые растения приехали издалека. Из Крыма привезла магнолию — именно крымскую, еще маленькая. У нас в городе есть другие, акклиматизированные. А моя красавица пока приспосабливается к нашему климату, цветение у нее смещается на август-сентябрь-октябрь. Еще один крымский гость, который прижился и цветет — это гибискус, или сирийская роза. Из его цветков делают чай каркаде. Хорошо, что такие экзоты есть и у нас…

Новые цветы у старого дома

Наш разговор продолжился уже во дворе дома. Алина с мужем хозяйствуют на половине бывшей прадедовой школы, где и живет их семья. О цветах, деревьях и других растениях наша собеседница рассказывает увлеченно. Мы же поделились своим опытом размножения самшитов и туй черенками в небольшой тепличке под городским окном. Из разговора понятно, насколько хорошо владеет наша собеседница теми знаниями, которые помогают выращивать здоровые растения, радующие глаз.

Увидели мы и тот самый нарядный куст чайных роз, растущий перед ветвистой красавицей ивой. И красавицей кошкой Зузушкой полюбовались: она, завидев Алину, запросилась к ней на руки, поприветствовали. Но кошка, в отличие от хозяйки, не выразила большого желания общаться с нами. Попили вкусной холодной воды из колодца, что неподалеку от входа в дом. Эстетично обшитый камнем колодец украшает двор. Это, рассказала Алина, дело рук супруга. Двор в целом ухожен: наполняется цветами, деревьями и кустами. Все здесь у молодой хозяйки — со вкусом и в меру.

Молодежь — рядом с героем

Буквально шагов за 50 от дома Алины установлен памятник Николаю Гойшику — юному герою, бесстрашному подрывнику партизанской бригады имени Феликса Дзержинского. Местный парень во время Великой Отечественной войны уничтожил восемь вражеских эшелонов, последний — ценой собственной жизни. От Алины узнаем, что вместе со своими учениками они занимаются уборкой, посадкой цветов вокруг памятника, ухаживают за ним. И становятся школьники рядом с героем в почетный караул во время государственных праздников. Возлагают цветы к ногам Николая Гойшика, навеки семнадцатилетнего.

Валентина ЖДАНОВИЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий